Система сдержек и противовесов как средство реализации принципа разделения властей

Принцип разделения властей имеет ключевое значение при определении характера государства и сущности его деятельности. Каждое государство, претендующее на звание правового, обязано ему следовать. Однако провозглашение этого принципа в Конституции или другом правовом акте явно недостаточно, так как отсутствуют гарантии защиты его от нарушений.
Поэтому должны существовать реальные механизмы, которые бы обеспечивали реализацию принципа разделения властей в жизни общества и государства. Эти правовые механизмы получили название системы сдержек и противовесов. Основная заслуга разработчиков американской Конституции, на мой взгляд, заключается именно в разработке принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, а также их реального применения в управлении американским государством. Смысл системы сдержек и противовесов прост: так как, согласно принципу разделения властей, государственная власть осуществляется путем разделения ее на три независимые ветви, то существует угроза того, что одна из властей может нарушить баланс ветвей и сконцентрировать у себя всю полноту государственной власти. Чтобы этого не произошло и нужно создать определенные механизмы, позволяющие ограничить любую ветвь власти, если последняя выйдет за пределы своих полномочий. Американская Конституция изобрела и воплотила в жизнь систему таких механизмов, что и является одной из ее основных заслуг перед мировыми демократическими силами. Так как основные противоречия возникают в основном между исполнительной и законодательной властями, то может создаться впечатление, что система сдержек и противовесов регулирует в основном только взаимоотношения этих двух ветвей власти и что судебная власть как бы выпадает из нее. Но на самом деле это не так. Судебная власть занимает определенное, чрезвычайно важное место в этой системе.

Исполнительная власть всегда традиционно усматривалась как основная угроза для общества. В силу своей природы она действительно располагает средствами (армия и другие вооруженные формирования), которые могут способствовать для узурпации власти. Поэтому американская Конституция уделяет много внимания проблеме ограничения исполнительной власти и создает для этого эффективный механизм, получивший название процедура импичмента. Предусмотренная Конституцией процедура импичмента в наиболее чистом виде отражает право Конгресса судить "президента, вице-президента и всех гражданских должностных лиц США".
Однако это право не имеет широкого применения по вполне понятным причинам: Президент и другие должностные лица должны быть осуждены только за серьезные преступления, а не становиться жертвами политических интриг своих противников. Процедура импичмента начинается в Палате представителей, которая выдвигает обвинения в совершении Президентом или другим должностным лицом серьезного преступления. Хотя за всю историю США известно более 50 случаев, когда в Палате представителей разбирался вопрос об импичменте, только в 12 случаях он рассматривался в Сенате, так как для своего продолжения данная процедура должна набрать 2/3 голосов в нижней палате Конгресса. Сенат выступает в качестве суда. Если подсудимым является Президент, то на Сенате председательствует Верховный судья, представляющий судебную власть в процедуре импичмента. Для вынесения обвинительного приговора необходимо набрать в Сенате также 2/3 голосов, после чего Президент или должностное лицо отрешается от своей должности и предается суду. Среди 12 привлеченных к суду Сената - 9 судей, 1 сенатор (1797 год), военный министр (1876 год) и Президент (1868 год). Только в 4 случаях был вынесен обвинительный вердикт, причем ни разу в отношении Президента. Последний раз это было в 1936 году, когда судья Х. Риттер был признан виновным в коррупции при исполнении служебных обязанностей.

Резолюции об импичменте в отношении Президента рассматривались неоднократно: в 1843 году - в отношении Д. Тейлора, в 1896 году - Т. Кливленда, в 1932 и 1933 годах - Г. Гувера, в 1952 году - Г. Трумэна. Но лишь в 1868 году Сенат выступил в качестве суда над Президентом Э. Джонсоном, обвинявшегося в превышении своих полномочий. Привлечение к ответственности в 1973 году Р. Никсона по "Уотергейтскому делу" - один из ярких примеров проявления политического кризиса власти в США. Этот процесс закончился в середине 1974 года на стадии приготовления. Президент подал в отставку, поскольку исход процедуры в Конгрессе был предрешен

Статистика